12.02.2010
БОЛЬЮ ОТЗЫВАЕТСЯ АФГАН. ШКОЛЬНЫЙ УРОК, ВПЕРВЫЕ ПРОВЕДЕННЫЙ 18 ЛЕТ НАЗАД, ЛЕГ В ОСНОВУ ФИЛЬМА-РЕКВИЕМАС первых дней работы журналистом я знала, что писать о родственниках не положено. Нет, ни в одном учебнике подобного запрета нет. Но так уж повелось, что статья может быть о ком угодно, но только не о родном человеке. Согласна, без субъективизма в таком случае трудно обойтись. Но я попробую, потому что хочу написать о маме. О своем самом родном в мире человеке, о своем друге и, наконец, о своем учителе. Восемнадцать лет назад она одна из первых провела урок, посвященный выводу советских войск из Афганистана. Тогда о «воевавших детях не воевавших отцов», как называли афганцев, старались не упоминать. Это сейчас в канун 15 февраля объявляются недели Памяти, проводятся торжественные собрания у мемориала погибшим воинам-афганцам. А тогда в молодых ребят, вернувшихся из Афгана, бросали камни, обвиняли их в том, что на чужой земле кровь они проливали напрасно, смеялись над их орденами… Именно тогда в 1992 году в только что открывшейся школе №69 в Кировском районе Донецка на обычном уроке в десятом классе зазвучали страшные песни. О тех, кто не вернулся из Афганистана, о тех, кто вернулся, но так и не смог забыть, о тех, кто здесь, на донецкой земле, ждал и не дождался своих сыновей, мужей и отцов!
РОМАНТИКА ПОДВИГА Афганистан стал криком души Натальи Кияницы и ее поколения, ее откровением и открытием ее учеников. «Когда я училась в университете, мы все говорили об Афганистане - война там уже шла несколько лет. Среди студенток филфака тогда ходили разговоры о том, что, закончив университет, можно пойти служить в армию. Знаете, это была некая романтика подвига!» - вспоминает учитель русского языка и литературы Наталья Кияница. С дипломом педагога Наталья Анатольевна окунулась совсем в другую романтику, школьную! Наверное, по велению судьбы в начале 90-х годов она стала учителем русского языка и литературы в школе-новостройке Кировского района. «Находилась школа №69 в микрорайоне Широкий. Не секрет, что в свое время именно там воины-афганцы в большинстве своем получили квартиры. Более того, ходили слухи, что на противоположной стороне трассы собирались строить целый комплекс для воинов-интернационалистов», - говорит Наталья Анатольевна. Не удивительно, что в школе работали жены афганцев, учились их же дети. Встретить во дворе одной из новостроек молодого мужчину в инвалидной коляске, прячущего под пледом культи вместо ног, было обычным делом. «У моей коллеги, учителя физики Лилии Михайловны сын служил в Афганистане, у лаборантки Валентины Александровны Буяновой муж тоже прошел войну и работал в военном училище. Разговоры об Афганистане шли постоянно… Вот так, слово за слово, у нас родилась идея провести урок, посвященный выводу войск из Афганистана. Мне посчастливилось купить пластинку «Обелиски» и книгу «Война. Как это было», - делится воспоминаниями Наталья Анатольевна. Поскольку материала было очень немного, то первый сценарий урока, который был примитивным и простеньким, складывался совсем не из афганских стихов, а просто из подходящих по стилю. Кроме того, кое-какие воспоминания учитель смогла найти в популярных тогда журналах «Парус» и «Новый мир». «Афганистан болит в моей душе» - это был урок-концерт, проведенный впервые в 10-м классе. Именно урок! Дети читали стихи, слушали песни и делали записи в тетради – ведь даже в программе тогда была подходящая тема «Поэзия 80-х годов. Авторская песня». Кроме звучащих в магнитофоне песен, на экран, закрепленный на доске, с помощью эпипроектора выводились немногие фотографии, которые удалось найти», - рассказывает Наталья Кияница. Закрытые черными шторами окна… Горящие на партах свечи… Из магнитофона доносится голос Валерия Леонтьева «Афганский ветер», затем «Черный тюльпан» Александра Розенбаума, «Мы уходим» в исполнении группы «Каскад»… Такая атмосфера царила на первом уроке почти 18 лет назад. А еще был вальс. Афганский вальс, который тогда в свадебном платье танцевала сама Наталья Анатольевна. Она абсолютно не готовилась, когда заиграла музыка, , шурша складками пышного белого платья ,она просто зажгла свечу и позволила себе прочувствовать песню, в исполнении Ирины Шведовой, о невесте, которая так и не дождалась своего «русского афганца» с войны.
ТРАВМА ИЛИ ВОСПИТАНИЕ? На следующий год повторить урок, усовершенствовав его, попросили уже ученики. Они же помогли Наталье Анатольевне собрать материал. В 1992 году урок стал открытым, послушать афганские песни и стихи пришли люди со всего района. Роль недождавшейся невесты взяла на себя одна из учениц. «Владимир Александрович пригласил к нам на урок ребят из военного училища, в котором он тогда работал. Это была группа «Беглецы» - они исполнили несколько песен об Афганистане под гитару. Присутствовали и афганцы, но… Я никогда не настаивала на их присутствии, ведь для многих из них еще раз переживать то, о чем я говорю, нестерпимо больно», - говорит Наталья Анатольевна. Оставаться равнодушным после такого урока не получалось ни у кого – кто-то плакал навзрыд, только лишь стихали песни, кто-то уходил в себя, кто-то говорил «спасибо» присутствующим афганцам и их женам. «Ученики почти всегда плакали, глядя на экран. Меня психолог школы даже обвиняла тогда, что я травмирую психику детей. Я никогда не соглашалась с таким мнением. Ведь именно через эмоции проявлялось милосердие и нечерствость подрастающего поколения», - вспоминает Наталья Кияница. Около восьми лет назад, когда Наталья Анатольевна уже преподавала в школе №44 Ленинского района, урок-память стал внеклассным уже более объемным мероприятием и получил новое название «Болью отзывается Афган». Несмотря на то, что времена и нравы менялись, дети все же проявляли интерес к теме Афганистана. «Более того, впервые на вечере памяти песню Виктора Третьякова «Сон» исполнил мой ученик. Этот сценарий видели не только мои коллеги и ученики других школ, техникумов, но и родители моих учеников. Ребята сами так захотели, ведь среди их родственников и друзей также были воины-афганцы, для которых было очень важно, что о них помнят», - утверждает Наталья Анатольевна. «Помню, что в классе было темно, что мы были в черных водолазках, что свечи горели, а зрители иногда плакали. Помню, что мы пытались понять, проникнуться, и что у нас получалось. Помню, что песни и стихи были НАСТОЯЩИЕ, хотя мне тогда казалось, что не очень интересные. Ну, в смысле, с художественной стороны… Но, они были настоящие, их писали афганцы, и в этом вся суть, которую нам нужно было донести. Не уверен, что у нас получилось. Сейчас всё было бы иначе. Если бы довелось читать их ещё раз… Если люди плакали, то они что-то понимали. Вряд ли наше. Скорее, своё, и то, что доносила Наталья Анатольевна. Интересно было бы туда вернуться и посмотреть… Очень интересно», - вспоминает ученик Натальи Анатольевны Андрей Кривошеев, участвовавший в афганском вечере не раз. Вернуться, как он говорит, вряд ли получится. Время прошло - новая эпоха требует других форм выражения чувств и эмоций. В прошлом году, к 20-й годовщине вывода войск из Афганистана, сценарий превратился в почти часовой видеофильм. «Нынешнее поколение не особо любит участвовать в мероприятиях, мало кто из ребят умеет и, главное, соглашается читать стихи вслух. Хотя, сказать честно, я никогда с учениками не репетировала сценарий - они читали стихи так, как могли, по велению своей души…» - грустно замечает Наталья Кияница. Трудно не согласиться с тем, что сейчас технических возможностей подготовить подобный вечер памяти намного больше, чем было 18 лет назад. И в Интернете можно отыскать фотографии, выложенные самими афганцами, и мультимедийный проектор, при желании можно найти (хотя по идее, такая аппаратура в условиях научно-технического прогресса должна быть в каждой школе!), да и недосказанности в теме Афганистана давно не осталось. Единственное, что иногда заставляет Наталью Анатольевну задуматься над тем, а нужно ли снова и снова говорить о странной и неправильной войне - отношение к этой теме коллег и учеников. «Я боюсь, что людям надоест, поэтому постоянно вношу в сценарий что-то новое. Ведь не надоедает же вахта памяти на 9 мая? Разве может тогда надоесть память о воинах-афганцах?.. Я всегда обижалась, когда меня спрашивали: «Зачем тебе все это?» Просто я не могла мириться и никогда не смирюсь с тем, сколько несправедливости было в жизни афганцев, сколько непонимания… Но, когда я вижу сверкающие от слез глаза учеников, когда слышу отзывы самих афганцев, понимаю, что мой сценарий появился не зря» - объясняет Наталья Анатольевна. «Я точно помню День Победы 2008 года. Я очень люблю этот праздник, и 9 мая приехал в Донецк. Мы с родителями всегда покупаем кучу сирени и тюльпанов, выбираемся в парк Ленинского Комсомола и поздравляем ветеранов. Когда мы возвращались из парка, я увидел афганцев. Подошёл к ним, сказал «спасибо», подарил цветы и… потом пытался уйти еще полчаса как минимум. Им так редко говорят «спасибо». Наверное, вообще не говорят. Потому что и цветы им не дарят. Они плакали… Хуже всего воевать, ощутить на себе всё это, и потом не знать кого ради… Афганские вечера очень нужны. Если дети сейчас не учат историю, если историю сейчас преподают, как хотят, если история в принципе – такая проститутка, то на эти песни, стихи, фотографии и видео архивы и остается вся надежда», - считает повзрослевший Андрей Кривошеев.
*** Каждый раз, заканчивая урок памяти, Наталья Анатольевна обращается к ученикам со словами благодарности за то, что они разделяют ее боль, что пытаются понять то, что когда-то поняла она. Она хочет, чтобы сценарий жил, чтобы его увидели как можно больше людей, которые практически ничего не знают о дате 15 февраля, не знают о горе матерей, о «Черных тюльпанах» и воюющих до сих пор во сне сорокалетних ребятах, оставивших частичку души за хребтом Гиндукуша. Как говорил бывший командующий 40-й армией, ныне губернатор Московской области РФ Борис Громов: «Чтобы не забыть, нужно помнить, а чтобы помнить, нужно знать!»
Дарья КИЯНИЦА
» все новости
|