17.03.2010
КОРРУПЦИИ ДАЛИ ОТСРОЧКУ. ВЕРХОВНАЯ РАДА ПЕРЕНЕСЛА ВВЕДЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ ЗАКОНОВ НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД«Есть интересная статистика. Наш фонд периодически принимает участие в различных проектах. В рамках одного из них в 2002 году предпринимателям задали вопрос: как вы относитесь к коррупции? Практически все опрашиваемые оценили ее как негативный фактор. Но вот, что самое интересное, - рассказывает генеральный директор Регионального фонда поддержки и развития предпринимательства в Донецкой области Татьяна Шашкова, - в 2008 году при повторном опросе выяснилось, что мнения бизнесменов разделились – 30% из них ответили, что коррупция - это хорошо! Ведь таким образом можно легко и без лишней волокиты решать свои проблемы. То есть за несколько лет в психологии людей произошел определенный психологический сдвиг. И в этом виновата система».
Согласно исследованиям международной общественной организации «Transparency International», в 2008 году Украина по уровню коррупцию заняла 134 место, в 2009-м – 146-е среди 180 стран мира. Ухудшение показателей специалисты объясняют, прежде всего, неправильным выбором стратегии властей. В погоне за показателями все силы правоохранительных органов преимущественно направлялись на мелких чиновников и были ориентированы на то, чтобы составить как можно больше протоколов, возбудить как можно больше уголовных дел, и после проведенной кампании об успехах борьбы с коррупционными проявлениями отчитаться перед начальством. То есть методы, в общем, носили репрессивный характер.
Однако в 2009 году Украина все-таки сделала значительный шаг вперед, когда Верховная Рада приняла Конвенцию борьбы с коррупцией. Депутаты взяли на себя обязательство адаптировать родное законодательство к европейским стандартам. В результате родилось три закона: «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения». С 1 апреля 2010 года они должны были вступить в силу.
НАКАЗАНЫ БУДУТ ВСЕ
Начальник управления государственной службы Украины в Донецкой области Елена Егорченко отметила, что новые законы значительно расширили круг людей, которые могут понести ответственность за противоправные действия. Если раньше в их число входили только государственные служащие и служащие местного самоуправления, то теперь это и судьи, и арбитражные управляющие, и работники вооруженных сил Украины, и члены окружных избирательных комиссий, и руководители общественных организаций, которые хотя бы часто финансировались из государственного или местного бюджета. Также, если раньше специальную проверку проходили только те люди, которые назначались на руководящие должности (например, главы районных и областных администраций), то согласно новому закону, контроль будет осуществляться над всеми госслужащими. То есть претендент на ту или иную должность в обязательном порядке проверяется на наличие судимости, доходов, которые он декларирует, собирается информация о состоянии его здоровья и полученном образовании.
«В новом законе как за не составление протокола, так и за составление неправомерного протокола, ущемляющего права и свободу граждан, по решению суда ответственность несет и сотрудник правоохранительных органов, чего раньше не было», - добавил в свою очередь заместитель начальника отдела борьбы с коррупцией СБУ в Донецкой области Роман Триголова.
«Особенность нововведений состоит в том, что субъектом ответственности становится частный сектор, - подчеркнула Татьяна Шашкова. - Теперь предприниматель за коррупционные правонарушения понесет точно такое же наказание, как и чиновник. Конечно же, это привлекло наше внимание, и мы внимательно изучив законодательство, пришли к следующему выводу: в отдельных случаях, в ограничениях, которые касаются предпринимательства, нарушены как минимум четыре статьи Конституции. Это прекрасный закон, он действительно установил новые стандарты. Но, несмотря на все свои достоинства, нарушать главный документ страны нельзя».
В связи с этим Президенту Украины и в Кабинет министров были отправлены обращения. Реакция последовала незамедлительно – вступление в силу антикоррупционных законов перенесли, причем дважды. «Мы, предприниматели, ожидали, что уже с 1 апреля новые законы, с внесенными изменениями будут действовать. Однако произошло не так, как нам хотелось. 10 марта Верховная Рада проголосовала еще за одну отсрочку. Депутаты приняли решение отложить введение в силу законов до 1 января 2011 года», - сказала Татьяна Шашкова.
МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК ПОСТРАДАТЬ НЕ ДОЛЖЕН
Глава Донецкой общественной организации «Агентство развития местного самоуправления» Валерий Кочуев также отметил недальновидность украинских законодателей. По его мнению, в стремлении к европейским ценностям они часто забегают вперед. И те решения, которые должны принести людям пользу, на деле только вредят и вносят противоречия.
«Первоначальный проект антикоррупционного закона, который был разработан в недрах, так сказать, Секретариата Президента и комитета Верховной Рады, дополнился некими вещами, которые существенно ухудшили его редакцию. В стремлении к европейским стандартам мы перенапряглись и хотели перепрыгнуть пропасть между нами и Европой, внедрить то, чего у нас на сегодняшний день внедрить нельзя», - подчеркнул Валерий Кочуев.
Он согласился с тем, что в распределении ответственности за коррупционные деяния на предпринимателей в законе явно были допущены ошибки. Более того, по его словам, если бы закон был принят в том виде, в котором он существует сегодня, то возникла бы ситуация, как в популярных американских боевиках с хорошим и плохим полицейским. Формально у уполномоченных внутренних дел, СБУ, у судей появилось бы больше полномочий. Они по собственному усмотрению могли бы принимать решения, которые не всегда однозначно трактовались бы по закону. И страдал бы, как правило, самый маленький человек-предприниматель, у которого нет ни сил, ни денег защитить себя достойным образом в судебном порядке.
«Я вам могу привести вот такой пример: в законе очень часто употребляется слово «другое». Нельзя заниматься другой предпринимательской деятельностью, нельзя получать подарки через других лиц, и так далее. Возникает закономерный вопрос: кто такие «другие»? В законе записано: подарки можно принимать, но в рамках традиционных представлений про гостеприимство. А что такое рамки гостеприимства? В Донецке одни рамки, в Краматорске уже другие и так далее», - отметил Валерий Кочуев. – Более того, в законе отмечается, что предприниматель не может одновременно быть и учредителем и руководителем своего предприятия. Этот запрет напрямую противоречит Конституции».
Что же нужно сделать, чтобы антикоррупционныe законы принесли обществу только пользу? «В первую очередь, необходимо внести изменения в те статьи, которые нарушают Главный документ Украины. Например, в той части, которая ограничивает деятельность предпринимателя, накладывая на него дополнительную ответственность. Если предприниматель создал свое предприятие, он должен иметь право им управлять, - уверена Татьяна Шашкова. - Также нужно, чтобы работал механизм возмещения вреда, нанесенного незаконными действиями правоохранительных контролирующих органов. Такой принцип действует в России и в Европе. Согласно ему, чиновник за свои неправомерные действия возмещает материальный и моральный ущерб. И забирать эти средства надо не из государственного бюджета, а у организации, которая нарушила (СБУ, налоговая и так далее). В общем, предстоит еще много работы, и я надеюсь, что с 1 января 2011 года антикоррупционные законы вступят в силу».
Александр ТИМОФЕЕВ
» все новости
|