13.05.2010
Неспокойная старость? В Украине седьмой год внедряют накопительные системы, призванные увеличить пенсионные выплатыО необходимости проведения пенсионной реформы (которая призвана увеличить размер пенсионных выплат) мы слышим с экранов телевизоров и читаем в предвыборных агитационных листовках политических партий далеко не первый год. Цель ясна. Но почему же ее не удается достигнуть? По-хорошему, уже в 2010 году специалисты должны были бы оценивать результаты проделанной работы, а люди, соответственно, на себе ощутить положительную динамику. Однако, как говорят, «маємо те, що маємо»: средний уровень пенсий в стране при нынешних ценах на продукты питания, одежду и коммунальные услуги остается нищенским (1241 гривна).
Законы для внедрения пенсионной реформы приняли еще в 2003 году. Но, к огромному сожалению, почти за семь лет Украина в ее реализации, по сути дела, ни на шаг не продвинулась. Второй уровень общеобязательного пенсионного накопления так и не заработал, третий уровень добровольного пенсионного обеспечения функционирует достаточно слабо. «Сейчас мы ищем инструменты, которые позволят все эти механизмы запустить, - рассказывает председатель совета государственного пенсионного фонда «Сопричастность» Александр Белый. - Наша основная задача - сместить акцент тяжести с солидарного уровня и создать два новых, которые в будущем будут являться источником получения дополнительной пенсии граждан».
ТРИ УРОВНЯ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ
По большому счету, для того чтобы осветить проблему, достаточно назвать несколько цифр. Так, по словам участника рабочей группы по реформированию социальной сферы и повышению стандартов жизни регионального комитета по экономическим реформам Павла Янковского, в Донецком регионе сегодня 184 тыс. человек делают взносы на пенсионные счета, которые не достигают минимума, необходимого для получения минимальной пенсии. И, если к этим цифрам добавить количество частных предпринимателей, самозанятых физических лиц, а также тех, кто получает заработную плату в конверте, вырисовывается удручающая картина.
Солидарная система общеобязательного пенсионного страхования (первый уровень) уже давно не справляется с возложенными на нее задачами, и обеспечить стопроцентное наполнение Пенсионного фонда не в силах. В результате образуется дефицит. Существуют разные причины: рост доли пенсионеров в числе работающих граждан, высокая доля граждан, имеющих право на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста, низкий пенсионный возраст по сравнению с другими странами и так далее.
«Здесь стоит обратить внимание на то, что из государственного бюджета, кстати, также дефицитного, в Пенсионный фонд поступают дотации. Если говорить о дефиците бюджета, то это 1,6 млрд грн., если говорить о сумме дотаций, то это 1,2 млрд грн», - отмечает Павел Янковский. По мнению специалистов, дальнейшее увеличение пенсионных расходов ставит под угрозу выполнение государством всех своих функций и обязательств — как в социальной сфере (здравоохранение, культура, образование и т. д.), так и других сферах (армия, милиция, наука и т. д.).
«Разорвать этот цикл проблем можно последовательными действиями, в том числе внедрением системы добровольного и обязательного пенсионного накопления», - уверен Павел Янковский.
По словам Александра Белого, проект закона о внедрении накопительной системы общеобязательного пенсионного страхования (второй уровень) в Верховной Раде лежит с 2006 года. Он охватывает прежде всего людей, которые работают на вредных производствах. «Сегодня наблюдается тенденция, когда предприятие, которое должно участвовать в выплате пенсии, не осуществляет соответствующих отчислений в Пенсионный фонд. Потому что ему, по большому счету, легче обанкротиться, - рассказывает Александр Белый. - И законопроектом предусматривается: работодатель, который имеет вредные условия труда, перманентно должен делать накопления на индивидуальные пенсионные счета, чтобы не было разрыва во времени и пространстве. А то получается так: когда наступает время выплачивать пенсии, предприятие исчезает».
Функционирование первого и второго накопительных уровней обеспечивает Пенсионный фонд Украины, третий - отдан на откуп негосударственным пенсионным фондам. В стране они действуют уже пять лет. Но особого интереса к этим институтам не проявлялось. «Потому что с одной стороны существует недоверие людей, с другой - недостаточное социально-экономическое состояние корпоративного бизнеса и обнищание украинского народа, - говорит Александр Белый. – Поэтому данная система нуждается в стимулировании».
«Прежде всего необходимо изменить психологию восприятия гражданами Украины накопительного пенсионного обеспечения: для нашего человека участие в каких-либо финансовых фондах уже стало само по себе опасным, - добавляет Павел Янковский. – В Америке, в Европе человек с рождения имеет идеологию накопления себе на пенсию. Это та стадия жизни, которая для большинства граждан нашей страны неминуема».
ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ – ИНСТРУМЕНТ ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Еще одна ключевая задача – сделать пенсионные фонды инструментом долгосрочных инвестиций (на 15, 20, 25 лет). Такой принцип действует во всем мире. Здесь очень важен фактор партнерства, который позволит построить модель взаимовыгодного сотрудничества, где с одной стороны государство даст системе накопительного пенсионного обеспечения стимулы (налоговые льготы и т. п.), с другой – бизнес и физические лица ответят на это взносами. В дальнейшем они превратятся в длинный ресурс, который можно будет разместить в государственной долгосрочной инвестиционной программе.
Планируется, что в течение первых пяти лет к накопительной системе будет привлечено 3% населения Украины, что составит 1,38 млн человек, а также от 2 до 5 млрд грн. от корпоративного сектора экономики и физических лиц. Эти средства до того, как граждане начнут получать их в виде пенсии, будут вкладываться в различные региональные и государственные проекты.
«Финансовые ресурсы будут аккумулироваться, и ими можно будет пользоваться на реализацию программ как среднесрочных, так и долгосрочных: это и строительство дорог, и подготовка к «Евро-2012», и строительство отелей, и закупка транспорта», – подчеркнула заместитель председателя Донецкой облгосадминистрации Елена Петряева.
По ее мнению, система прогрессивная и необходимая. Но население, а также работодатели к ней пока не готовы.
КАКИЕ ГАРАНТИИ?
Сегодня в Украине работает более 60 негосударственных пенсионных фондов. И человек, который захотел доверить им свой пенсионный вклад, задаст вполне логичный вопрос: каковы гарантии того, что денежные средства не сгорят по той или иной причине?
Александр Белый заверяет: «Когда в 2003 году запускался механизм, была отработана систему контроля. Есть государственная комиссия по регулированию рынка финансовых услуг, есть Национальный банк, есть службы, которые контролируют рынок ценных бумаг. Это институты, которые проверяют деятельность негосударственных пенсионных фондов. В вопросе гарантий все нормально. За пять лет не было прецедентов, когда пенсионный фонд обанкротился…». Он подчеркнул: если не обеспечить условия внедрения обязательного и добровольно пенсионного обеспечения, через 20 - 30 лет Украина столкнется с коллапсом.
«Демографическая ситуация плохая, об этом все говорят, количество пенсионеров растет. И что может получиться в модели через 25 лет? Работодатель будет нести огромную нагрузку, и его бизнес просто не сможет платить налоги. Украина сегодня по пенсионному страхованию впереди всей Европы. Потому что источник один – работодатель. Только он может сегодня сформировать базу для выплаты пенсий. Изменить ситуацию как раз и призваны накопительные программы», - заключил Александр Белый.
Александр ТИМОФЕЕВ
» все новости
|