13.10.2010
Водители взбунтовались… И ударили автопробегом по разбавленному бензину«Бодягу» на АЗС Украины можно считать почти национальной традицией. Заправить автомобиль бензином, который отвечал бы всем необходимым требованиям, в нашей стране, к сожалению, практически невозможно. Продукт, который предлагают сегодня отечественные АЗС, это смесь углеводородной основы с низким октановым числом, воды, антифриза, технического спирта и дешевых добавок, повышающих октановое число. Если на таком бензине длительное время эксплуатировать автомобиль, то вскоре придется покупать новый.
Такое положение дел не устраивает отечественных водителей. Объединившись, они организовали Всеукраинский автопробег «Против некачественного топлива». Около двух десятков небезразличных автомобилистов из Харькова, Запорожья, Днепропетровска и Киева 9 октября стартовали из первой столицы нашей страны, а завершится акция протеста 15 октября в Киеве передачей Манифеста автомобилистов Украины с требованиями в Кабмин и пресс-конференцией. В рамках мероприятия колонна автомобилей проедет через Днепропетровск, Николаев, Одессу, Умань, Винницу, Хмельницкий, Львов, Ровно, Житомир.
Побывали протестующие и в Донецке. По словам инициатора акции Виталия Чеховского, сейчас заправка автомобиля напоминает игру в русскую рулетку, ведь на АЗС массово продают бензин, который не отвечает даже устаревшим украинским стандартам. «Значительная часть топлива в Украине, особенно на востоке, является некачественной, то есть такой, которая не соответствует даже устарелому 2001 ГОСТу. Кроме того, в Украине действуют двойные стандарты качества топлива: новый стандарт, который вступил в силу с 1 января 2008 года, и устаревший, который действует до 1 января 2011 года», - рассказал Чеховский во время остановки автоколонны на главной площади Донецка. Также он отметил, что топливо, которое соответствует 2001 ГОСТу, в Европе запрещено даже для отопления.
Согласно данным проекта «Карта качества топлива Украины», на автозаправочных станциях страны почти 35% всего бензина - некачественные. Такие цифры были получены в результате исследования в сертифицированной лаборатории пробы наиболее популярного бензина А-95 на ряде украинских АЗС. Эксперты покупали по 30 проб в каждой области, из которых 10 – в областном центре, 10 – по наиболее загруженным трассам и 10 – в районных центрах. Исследование проводилось по основным важным показателям – октановое число, фракционный состав, содержание серы, ароматических углеводов и бензола. Результаты оказались не совсем утешительными: почти 20% горючего не соответствует стандартам вообще, еще у 15% параметры близки к устаревшему ДСТУ 4063-2001, то есть такое горючее тоже не назовешь качественным. 49% горючего вложились в нормативы современного ДСТУ 4839-2007, а 17% даже оказались бензином высокого качества «А-95 Евро». Таким образом, выяснилось две тенденции. Во-первых, качественного бензина А-95 в нашей стране все еще слишком мало, но этот показатель растет, и, во-вторых, в стране есть определенный объем качественного импортированного бензина с маркированием «Евро».
В соответствии с Меморандумом, подписанным Кабмином и украинскими нефтеперерабатывающими компаниями в 2006 году, было оговорено, что Украина переходит на европейские стандарты топлива, а нефтеперерабатывающие компании, в свою очередь, взяли на себя обязательства провести модернизацию своих заводов в соответствии с новыми стандартами производимого продукта. По словам Виталия Чеховского, лишь два завода частично выполнили свои обязательства, остальные четыре не модернизировались, очевидно, надеясь, что им удастся пролоббировать отсрочку перехода на новые стандарты.
«Мы призываем Кабмин не поддаваться на давление нефтеперерабатывающих компаний и с 1 января 2011 года ввести в Украине единые национальные стандарты производства бензина. Кроме того, требуем, чтобы все операторы топливного рынка Украины и Кабмин создали единый орган контроля качества топлива на АЗС, который имел бы реальные рычаги влияния на нефтеперерабатывающие заводы и компании, которые реализуют некачественное топливо», - заявили о своих требованиях участники всеукраинской акции.
Международный центр надзора за качеством топлива опубликовал новый рейтинг 100 стран, базирующийся на уровне содержания серы в бензине. Сера - природная составляющая нефти, содержащаяся из-за неполной очистки сырья в транспортном топливе. При сгорании бензина сера попадает в воздух, и ее соединения вредно влияют на здоровье людей и окружающую среду. Очистка бензина позволяет существенно уменьшить выбросы серы, оксидов азота и углерода, а также улучшить эффективность работы двигателя. По данным центра, в 2009 году лучший бензин в мире продавали в Германии. Вторая позиция в рейтинге за Японией. Третье место разделили Австрия, Дания, Эстония, Финляндия, Венгрия и Швеция. Украина заняла 48-ю строку списка, Россия - 84-ю. Последние места в черном списке - за Эфиопией и Парагваем.
Таисия МИШИНА.
» все новости
|