10.12.2010
Видеть сердцем. Слабовидящие дети лечат рисованием и играмиМаленькая Светочка еще три года назад едва различала предметы. Врачи не знали, чем ей помочь, и готовили ребенка к получению инвалидности. Сейчас Света почти не пользуется очками и даже собирается в следующем году учиться в 5-м классе обычной школы. Чуда с девочкой не произошло - она просто вот уже несколько лет посещает Горловский учебно-воспитательный комплекс для детей с нарушениями зрения. Ничего военного – уроки рисования, развивающие игры и много-много внимания со стороны воспитателей.
УСПЕТЬ ДО «КОНЦА» ДЕТСТВА
Горловский УВК отличается от подобных учреждений. Здесь не назначают горьких таблеток и не делают болючих уколов. Более того, врачи центра выступают против операций и предпочитают бороться с болезнями своих воспитанников поистине уникальным методами, которые заключаются в одном – раскрытии внутреннего потенциала каждого малыша. Сейчас свое зрению улучшают 125 ребятишек, и все они надеются со временем перейти в обычный детский сад или школу. Кстати, достичь наилучших результатов в лечении болезней или изъянов зрения возможно именно среди малышей в возрасте от 3 до 7 лет, потому что уже после 12 почти невозможно терапевтически лечить нарушение зрения у детей. Остается лишь ожидать «окончания» детства, чтобы начать борьбу с проблемой по-взрослому: делать лазерную коррекцию или операцию, которой можно было бы избежать.
Это учебное заведение появилось в Горловке в 1997 году, начиная с одной спецгруппы в детском саду. «Все это начиналось в 1997-98 годах. В это время дошкольные учреждения закрывались, так как не было детей. У нас в 1996 году была открыта зональная медико-педагогическая консультация. Юлия Анатольевна Артемова с 1997 года была включена в состав консультации как директор дошкольного учреждения. Главной задачей консультации было определять формы обучения для детей с различными нарушениями в умственном, физическом развитии. Мы столкнулись тогда с тем, что в городе очень много детей с нарушениями зрения, а определить их место обучения довольно-таки проблематично. В городе таких учреждений нет, а в области всего лишь 2 (а сейчас один!) интернат для слабовидящих и слепых детей. Эта категория детей оставалась незащищенной. Инициатива была Юлии Анатольевны: она предложила открыть в ее дошкольном учреждении хотя бы одну группу для такой категории детей. Опыт переняли у специалистов подобного заведения в Симферополе. С 1998 года учреждение работает: сначала были открыты 2 группы, затем детский сад, а там уже появилась и начальная школа», - рассказала «МК» секретарь администрации Никитовского района Горловки Александра Бай.
«Количество детей с отклонениями в физическом и умственном развитии с каждым годом растет. Горловский учебный комплекс включает и дошкольное образование этой категории детей, и начальную школу. Сегодня мы работаем над вопросом, куда дальше идти детям после окончания начальной школы. Мы планируем создание единого комплекса. Предполагается, что дети, закончив комплекс, будут переходить всем классом в гимназию «Триумф» и там продолжать обучение», - подчеркнул начальник Управления образования Горловского городского совета Николай Кружилин.
А ОСТАЛЬНОЕ ДОФАНТАЗИРУЙТЕ!
В дошкольных группах УВК обучаются дети со всего города, поэтому в центре уже работает группа круглосуточного пребывания. Воспитанники четко поделены по возрастам - самые маленькие пациенты ходят в детский сад. Ребята постарше - в начальную школу. Кстати, школа в УВК отличается от обычной – перемены здесь не короткие пятиминутные, а длинные. Двадцать минут ребята отдыхают, делают специальную зарядку для глаз, а также занимаются на оптических тренажерах. Помогают улучшить зрение и компьютерные игры, но не обычные, а такие, которые помогают научиться различать предметы. «Ребенок может не различать мелкие детали и цвета, но может их вообразить. Это, конечно, развитие цветовосприятия, развитие глаза. А также способность сравнивать, способность воспринимать, фантазировать», - объяснила тифлопедагог Горловского учебно-воспитательного комплекса для детей с нарушениями зрения Марианна Скворцова.
Есть в школе и своя «валюта». «Детки зарабатывают «школяриков» и могут обменять их в магазине, который мы организовали за счет привлечения спонсорских средств. Эту систему в центре старательно адаптировали к нашему учреждению, и наконец, выработали ее. Теперь наш ребенок может заработать за день 10 баллов. Ребенок оценивает себя сам – окружающие только помогают ему принять верное решение», - добавила Марианна Скворцова.
После уроков дети учатся расслабляться. Релаксация – это также важная часть курса лечения, так называемое «ноосферное» образование. «Ребенок получает информацию, эксплуатируя не левое, а правое полушарие, когда ребенок расслаблен», - рассказала директор по учебно-воспитательной работе Виктория Ильинская.
«Из пришедших к нам детей только двое остались в очках. Там были очень серьезные проблемы, и зрение их не смогли на сто процентов восстановить. Остальные восстановились», - подчеркнула директор горловской общеобразовательной школы Александра Бай.
А еще раз в день учебные классы превращаются в настоящую Страну чудес: ребята наполняют вазу с замерзшими хризантемами своими желаниями. «Чтобы в мире было добро, счастье, чтобы цветы никогда не вяли», - тихонечко шепчут малыши. От желаний детей кажется, что хризантемы начинают оттаивать. Чем не чудо? Настоящее чудо, а с ним и надежда на выздоровление.
На одного ученика в Горловском учебно-воспитательном комплексе для детей с нарушениями зрения приходится порядка 16 тысяч гривен в год.
«Во всем мире насчитывается 37 млн слепых людей и 124 млн тех, кто имеет проблемы со зрением», - утверждают специалисты Украинского медицинского союза. При этом в трех из четырех случаев полной потери зрения можно было бы избежать. В свою очередь, по данным Центра микрохирургии глаза, в Украине свыше 100 тыс. детей являются инвалидами.
Дарья КИЯНИЦА
» все новости
|