14.03.2012
Услышал, поверил, помог. Константин Хабенский обучает детей из провинции актерскому ремеслу Дождались! Спустя восемь лет после премьеры, донецкие зрители наконец-то смогли оценить знаменитый спектакль Московского художественного театра им. А.П. Чехова «Белая гвардия». В постановке по роману Михаила Булгакова «Дни Турбиных» режиссер Сергей Женовач собрал одних из самых востребованных на сегодняшний день актеров: у Константина Хабенского центральная роль – он играет полковника-артиллериста Алексея Турбина, его коллега Михаил Пореченков примеряет на себя образ бравого вояки Мышлаевского, а трогательным Лариосиком стал главный «толстяк» России Александр Семчев. Приезд московских знаменитостей в Донецк вызвал среди местных театралов небывалый ажиотаж. Несмотря на то, что цена на билеты «кусалась» – от 450 до 2800 гривен – зрительный зал музыкально-драматического театра был забит «под завязку». Чтобы рассадить всех желающих, работникам муздрамы пришлось даже доставлять в проходах стулья.
Повышенный интерес к спектаклю был и у работников местных СМИ, тем более что организаторы анонсировали встречу сразу с двумя ведущими актерами – Хабенским и Пореченковым. Но держать слово перед журналистами пришлось лишь народному артисту России – это звание Константин получил пару месяцев назад, в день своего 40-летия. Актер на корню пресекал вопросы о личной жизни, но о работе говорил с удовольствием. К тому же так совпало, что спектакль в шахтерской столице был презентован буквально на следующий день после премьеры одноименного сериала на одном из российских телеканалов.
Такой разный Алексей Турбин
- Константин, фильм и спектакль – это, конечно, две разные истории. Но где вам больше нравится играть своего героя Алексея Турбина?
- Моя роль Алексея Турбина в пьесе, где он – полковник-артиллерист, это собирательный образ, а в романе – врач-венеролог. Поэтому это абсолютно разные вещи, разные роли и сравнивать их не имеет смысла… Я не скажу, что все легко было в сериале «Белая гвардия». Попытки проникнуть в ершистый характер Турбина-Булгакова были непростыми. То, что мы задумывали – это путь человека к становлению художника. Может быть, из-за того, что по телевизору прошла несколько сокращенная версия (на две серии меньше, чем планировали), вылетели какие-то вещи, связанные с этой задумкой. Я не видел все, поэтому только предполагаю. Я думаю, что на DVD выйдет полный вариант фильма. Помимо этой сверхзадачи приходилось еще вслух произносить не только внутреннюю речь героя, но и литературный текст о писательстве, что тоже очень сложно. Все это необходимо было впитать и выдать. Это было не так просто. Та атмосфера и те отношения, которые нам предлагал режиссер Сергей Снежкин на площадке между своими героями, были очень непросты и поэтизированы. Это были наши условия игры. Вот все, что касается телевизионного романа. Что касается пьесы, то я и сейчас готов сказать, что достаточно мало площади для разбега для роли Турбина. Но ввиду объема и знаковости этой роли приходится копать и копать каждый спектакль. Додумывать и готовиться к нему основательно.
- Не так давно в России выбирали президента. За кого голосовали?
- Голосовал за Михаила Прохорова… Я считаю, что у нас не все просто в стране. Но как будет, поживем – увидим. Все предвыборные программы, планы всех кандидатов – они же наполнены добром. Все хорошие, по-своему своеобразные, все хотят сделать лучше. Лично я голосовал за того человека, который мне поверил и помог в реализации идеи с созданием творческих студий для детей. В России, да и в Украине, практически нет ничего бесплатного. Или это такого уровня, что лучше заплатить деньги и не обращаться. Я постарался исправить эту ситуацию. И Михаил Прохоров меня услышал, поверил и помог финансово осуществить мою идею. Мы с ним общаемся на эту тему, вместе следим за этой программой, но лично я отвечаю за это поле деятельности и трачу на него силы, время и здоровье.
Премьеры не штампует каждый месяц
- Расскажите подробнее об этих творческих студиях.
- Изначально эта идея родилась как вариант помощи коллегам на периферии, которые находятся уже в определенном возрасте. Потом я понял, что поддержка нужна не только старшему поколению, но и молодым актерам в провинции. При этом хотелось, чтобы речь шла не просто о финансовой помощи, а о возможности самореализации. Потому что человек чувствует себя счастливым, когда он кому-то нужен. И вот теперь в двенадцати городах России мои коллеги из театров приходят в обычные средние школы и во внеурочное время занимаются с детьми актерскими дисциплинами – пластикой, художественным словом, кукольным театром. Причем все это происходит в игровой форме. Это и есть воплощенная мечта – студии художественного развития. Родители занимающихся детей за это деньги не платят… Пока это экспериментальная программа. Но мне кажется, что ее цель не сделать из детей актеров, а научить их чувствовать себя свободными, свободно выражать свои мысли, говорить, самостоятельно думать, фантазировать, не бояться эмоциональных проявлений. Главное – выпустить из стен школы свободных людей… Я уже объездил половину школ, побывал на открытых уроках и доволен результатами. Во время гастролей в студии обязательно наведываются мои коллеги Безруков, Гармаш, Маковецкий, Меньшиков, Ефремов, и там проводят либо мастер-классы, либо просто посещают уроки. Идея заключается в том, чтобы все их приезды свести к тому, что приезжают не какие-то известные личности, а люди, с которыми хочется общаться.
- Еще у вас есть благотворительный фонд помощи детям больным раком (это не случайно, ведь 3 года назад Хабенский похоронил жену Анастасию, умершую от опухоли головного мозга. – Ред.).
- Фонд оказывает помощь онкологическим детям с опухолью мозга. Сюда очень много детей и из Украины приезжают в связи с тем, что очень часто бывает или неправильно поставленный диагноз, или неправильное лечение. К сожалению, обращаются за помощью, когда уже наступила последняя стадия. Поэтому я сейчас ищу единомышленников и вынашиваю идею с бесплатными диагностическими кабинетами по раннему выявлению онкозаболеваний у детей. И нужно, чтобы у каждого кабинета по тем или иным проблемам была бы связь со всеми фондами страны.
- Детские студии, благотворительный фонд, работа в театре… И при такой загруженности у вас есть еще время сниматься в кино.
- Да, сейчас занят в фильме по роману Иванова «Географ глобус пропил». Весной заканчиваем съемки, и параллельно рассматриваю еще некоторые кинопредложения. В театре я пока присматриваюсь, что еще хотелось бы сделать. Возможно, в мае приеду к вам с «Чайкой» – новой для меня постановкой. Знаю, что есть актеры, которые выпускают каждый месяц премьеры. Дай бог им здоровья. Я отношусь к другой группе актеров, которые, может быть, тратят больше сил и поэтому более избирательны.
«Хорошая комедия с интересной ситуацией и тонким юмором дорогого стоит. «Выкрутасы» я таковой не считаю. Трагедией можно обмануть зрителя. А комедия или вызывает смех, или нет. Заставить человека улыбаться, что в театре, что в кино – это намного сложнее».
Фото Сергея ВАГАНОВА.
Таисия МИШИНА
» все новости
|