24.09.2012
Куда приведет нас образование без приоритетов Кабмин рассмотрел и одобрил Национальную стратегию развития образования в Украине до 2021 года, которую предлагается утвердить Указом президента Украины. К разработке стратегии приобщились практически все образовательные коллективы, общественность, от которых поступило почти 6 тысяч предложений, замечаний. По словам чиновников, они были проанализированы и учтены в проекте Национальной стратегии развития образования. Весь вопрос в том, чему были отданы приоритеты, и задумывался ли кто-то над этим вообще? О самом важном из них для современного образования мы побеседовали с народным депутатом Украины Александром КЛИМЕНКО, главой избирательного штаба «Наша Украина» (Союз патриотических сил Украины).
Патриотизм сегодняшнего дня
- Александр Иванович, Кабмин уточняет, что для реализации национальной стратегии необходимо создание условий для личностного развития человека в соответствии с его индивидуальными задатками, способностями. Однако сегодняшние реалии никак не вписываются в эти планы. Что происходит в школьном образовании?
- Школа сейчас столкнулась с таким явлением, как подмена ценностей, выполняющих ключевую роль в воспитании учеников, в результате чего сами педагоги ощущают свое бессилие и незащищенность перед циничностью, духовной опустошенностью и даже откровенным хамством своих же воспитанников. А всё почему? Нет главного приоритета – патриотического воспитания, включающего все основные ценности – любовь к родине, языку, традициям, уважение к старшим, осознание своей национальной идентичности. Сегодня особенно важно духовное состояние учителя, динамика его личностного роста, ведь он воспитывает молодое поколение.
Я часто вспоминаю свою первую учительницу Нину Федоровну, которая стала моей второй духовной мамой, учителя истории Германа Александровича Карманова, воспитавшего в нас чувство патриотизма, любви к родине. На всю жизнь запомнилась фраза классного руководителя Людмилы Ивановны Певной: «Больше всего на свете не люблю обманщиков и воров», которую теперь я привожу своим детям.
- Однако уроки по патриотическому воспитанию всё же присутствуют в школьной программе?
- Да, но сколько отводится на это школьных часов? Они – лишь крупица по сравнению с тем, какой может быть эта работа. Патриотическим воспитанием должно быть пронизано всё обучение, а ему посвящают отдельные занятия, которые, как правило, ограничиваются экскурсией по родному краю и написанием сочинения. Должно быть больше дискуссий на эту тему, общения педагогов со школьниками, стремления понять их духовный мир. Воспитывать лучшие качества необходимо на каждом уроке, включая математику и физкультуру. Если в образовании не будет главного приоритета – патриотического воспитания, у школы нет будущего.
Этот же приоритет должен быть и в сфере высшего образования. Приведу в пример нашего ближайшего западного соседа – Польшу. С вхождением в Европейский Союз и внезапно распахнувшимися дверями в европространство на государственном уровне была учреждена программа «Патриотизм завтрашнего дня», которая работает и сегодня. Задействованы в этом были все образовательные институты и СМИ. С преданностью Отчизне и национальной идентичности в Польше и до того было всё в порядке, но поляки решили подстраховаться от «утечки мозгов» (уж очень явственным было искушением сограждан перед лучшей европейской жизнью). Где наш патриотизм сегодняшнего дня, не говоря уже о завтрашнем? Многие молодые люди только и мечтают о том, чтобы уехать из страны и получить образование за границей, а в последующем и первую работу. Это значит, что мы уже теряем и будем продолжать терять интеллектуальный потенциал Украины, если не найдем выход. Программа патриотического воспитания нуждается в серьезной доработке, а вслед за ней и экономическая, от которой зависит уровень процветания страны, ее имидж на международной арене.
Не будем забывать и о дошкольных учреждениях, которые для некоторых стали источником взимания поборов с родителей. Количество мест в садике ограничено, и попасть туда могут, в основном, дети более обеспеченных родителей. Остальным придется проводить свой досуг на улицах или со старенькой бабушкой. О каком воспитании может идти речь? Недавно я побывал в Жовтневом и Приморском районах Мариуполя и тоже столкнулся с жалобами – детсадиков становится меньше с каждым годом. Дошкольные заведения должны формировать профессиональные педагоги, а не случайные люди. Из этой ситуации можно найти выход, предоставив воспитателям возможность организовать частные детские группы и привлекая к этому желающих. Но здесь уже первым придется столкнуться с длинным бюрократическим коридором в плане оформления документации, получения кредитов и так далее.
Что касается малых населенных пунктов, там очень мало детских площадок, а когда они появляются, то занимают их, как правило, вовсе не малыши, а взрослые тунеядцы, которые превращают эти свежевыкрашенные и отремонтированные майданчики в посиделки. В результате, они наполняются мусором и становятся непригодными для своего предназначения. Мало обновить или создать детский парк, необходимо еще и заботиться о его сохранности.
Села не вписались в стандарты
- Но есть и положительные тенденции - в этом учебном году школы получили современную технику и обновили помещения…
- Стараясь соответствовать европейским стандартам, школьники осваивают информатику со второго класса. Прогресс для общеобразовательной школы несомненный, но есть и моменты упущения. Задумывалось ли Минобразования над тем, есть ли такая возможность в сельской местности? Будем откровенны - она присутствует даже не во всех городских технически оснащенных школах, а что говорить о периферии? Отношение самих педагогов к инновациям неоднозначно. Например, в столичных гимназиях учителя в восторге от программы для первоклассников. По их словам, современные дети приходят в школу уже достаточно подготовленными, чтобы учиться по новым стандартам. Я часто бываю в разных уголках страны, и мне приходится слышать другое мнение. Учителя сельских школ не разделяют оптимизма коллег и подчеркивают то, что детвора в летнее время обычно гоняет на велосипедах, а не готовится к школе. А значит, кто-то не вписывается в подготовку в соответствии с новыми стандартами? Нельзя мыслить однобоко, полагаясь на исключительно комфортные условия. Должна быть особая программа для сельских школ.
Другая проблема – современные учебники. Педагоги и родители уже заметили множество возрастных несоответствий – то, что раньше изучалось, скажем, в пятом классе, теперь внесено в учебник первого. Сколько заковыристых определений, непонятных слов для новичка школьной Alma Mater! Такие учебники, по своей сути, являются антипедагогичными, потому что отбивают у детей желание учиться.
Рентген бы в Украине не защитился
- Не только школы, но и высшее образование и наука переживают кризис. Как вы считаете, какие самые главные причины?
- Преобладание формы над содержанием на всех уровнях научных исследований, учебной и преподавательской деятельности, подмена производительной деятельности, поглощающая время и силы бессмысленная отчетность приводят к выхолащиванию креативного научного потенциала профессорско-преподавательского состава и студентов.
Для того чтобы полученные знания и навыки были использованы выпускниками вуза с пользой для общества, а не в угоду эгоистическим личным интересам, ведущим, в конечном счете, к краху цивилизации, необходимо формирование прочного нравственного и гражданского базиса на протяжении всех лет учебы в университете. Получение «знаний» в высшем учебном заведении как самоцель сводит на «нет» идею и практику воспитания в нем.
Что касается науки, требования ВАК к публикации исследований, статей диссертации нивелируют возможность авторских открытий, так как даже для публикаций научных статей необходим перечень не менее шести источников, опубликованных на аналогичную тему исследований. К таким же печальным результатам приводит и тщательная регламентация количества страниц в бакалаврских, магистерских, кандидатских и докторских исследованиях. Гениальный Рентген, обосновав свойства рентгеновских лучей на четырех страницах, не имел бы в системе образования Украины никаких шансов защитить хотя бы бакалаврскую работу.
- Но в Европе тоже не всё так гладко в сфере образования, как может показаться?
- Несмотря ни на что, Европа продолжает оставаться желанным ориентиром для студентов, которые учатся за пределами своей страны. По последним данным статистической службы Евросоюза, в вузах стран ЕС обучается 41 процент иностранных студентов. И за границей считают, что необходимы дальнейшие реформы для модернизации образования, чтобы оно стало еще привлекательнее для студентов и преподавателей. Основные проблемы европейского образования Еврокомиссия видит в следующем. Прежде всего, это старение преподавательского состава. Возраст более 40% учителей общеобразовательных школ Австрии, Чехии, Эстонии, Нидерландов, Швеции превышает 50 лет. А в Германии и Италии их более 50%. Вторая проблема – гендерный дисбаланс, в высшем образовании ЕС задействовано на треть больше женщин, чем мужчин. Вот чем всерьез обеспокоена Европа. Как вы думаете, обращает ли внимание на эти критерии, которые касаются и нашей системы, Министерство образования? Привлечь молодое поколение к преподаванию сегодня очень сложно, прежде всего, из-за непривлекательной оплаты труда и отсутствия стимула, опять-таки патриотического характера.
Вот почему уже сейчас необходимо найти верные ориентиры для внедрения новшеств в процесс образования и расставить приоритеты, потому что от этого зависит будущее Украины.
» все новости
|