27.09.2012
Мандат на грани фола. Проверенные методы электоральных манипуляций Политика, как о ней говорят, «грязное дело». Примечательно, что это определение было дано именно в странах с развитой демократией. Журналисты «МК» в»Донбассе», изучив отзывы граждан о претендентах на мандаты, составили свой список наиболее распространенных ошибочных шагов, которые привели к результату, обратному ожидаемому: вместо народной любви кандидаты получили отторжение. Итак, что же нужно сделать, чтобы разочаровать донецкого избирателя?
Подкуп
Только не подумайте, что это прямой подкуп: имеются в виду продуктовые наборы, предметы первой необходимости, нехитрая канцелярия, недорогие сувениры. Одаривая всем этим своих потенциальных избирателей, политики рассчитывают на их благодарность.
«Подачка» - вот наиболее популярное определение, которое дают в народе таким раздачам ширпотреба. На сегодня такая форма агитации прямо запрещена законом, но кажется кандидатам наиболее действенной. Поэтому они стали выкручиваться, придавая подачкам скрытые формы. В результате «аттракционы невиданной щедрости» прошли до официального старта выборов под видом обычных поступков необычных людей-кандидатов. Мол, мы так любим шахтёров (на День шахтёра), что готовы их детей осыпать канцелярией, ремонтировать школы (но только первого сентября) и вообще – нравится нам поздравлять дончан с освобождением Донбасса и включать всеми такие любимые военные марши.
Результат этого метода один: в конце концов, избиратель уже не понимает, кто из кандидатов что дает и начинает инерционно грести без разбора всё ото всех.
«Подкуп» за счет избирателя
Более изощренный и при этом очень экономный вариант. Кандидаты, особенно те из них, что занимают официальные посты или являются действующими депутатами, полюбили объявлять своей заслугой все ремонты и стройки, проведенные за счет бюджета. Скажем, несколько лет назад решили строить школу. Потом правительство одобрило проект, парламент проголосовал за выделение финансирования из госказны… И тут перед самыми выборами сюрприз - стройка зашевелилась, а на заборе вокруг стройплощадки появляются плакаты: «Под патронатом Иван Иваныча!» И при этом не всегда Иван Иваныч лично имеет к этому хоть какое-то отношение.
Надо сказать, что иногда этот метод действительно работает. Людям со стороны кажется, что пришёл толковый человек и если не экономику страны, то хотя бы эту стройку он доведёт до конца. По опыту прежних выборов можно сказать, что после голосования Иван Иваныч подсчитает, как сильно он потратился на избирательную кампанию, и личную экономию начнет именно со стройки, сократив рабочие места.
Псевдоблаготворительность
Многие бизнесмены и прочие не бедные люди занимаются благотворительностью. Те же самые не бедные люди иногда занимаются политикой. Что, конечно, их право. Но сочетание этих двух занятий - отталкивает. Навязчивые напоминания о том, кому следует быть благодарным за помощь, дают обратный эффект.
Агитация под видом фактажа
Этот вид агитации недавно поразил донецкие почтовые ящики, и о нём стоит рассказать подробнее. Состоит он в старом методе, когда нам подают новость якобы от прессы. К примеру, приходит избиратель после работы домой, открывает почтовый ящик, а там… Невиданная до этого момента газета на качественной бумаге с компроматами на все партии. В той, что недавно бросили в ящики, больше всего досталось коммунистам (видимо, правы соцопросы, что эта партия неожиданно набрала большую популярность) и понемногу - всем остальным.
Казалось бы, правильный метод: пусть избиратель знает в лицо тех, кто никак не достоин его голоса! Только вопрос: кому это выгодно и как вычислить заказчика такого недешёвого тиража. Ответ прост - почитайте статьи, посмотрите, какой партии там нет, и методом исключения вы узнаете, кто пытается вами манипулировать. Обличать себя, даже под видом маскировки – это не для наших кандидатов. Вычислив «обвинителя», избиратель вряд ли проникнется к нему доверием: никто не любит поливающих грязью, от них можно и самому испачкаться.
Данные методы - лидеры хит-парада неудачных манипуляций в 2012 году. Кандидатам хочется пожелать не перегибать палку, потому что может сложиться ситуация из фильма «День выборов», когда, несмотря ни на какие ухищрения, у народа к слову «выборы» нашлась лишь одна желанная рифма. И та – нецензурная.
Антон КРУТОВ
» все новости
|