13.06.2013
Все по барабану. Дончане релаксируют под ритмы этнических барабанов Тот, кто путешествовал по Америке или Европе, наверняка хоть раз наблюдал такую сцену: на площади, заполненной людьми, все с упоением бьют в разнокалиберные барабаны. Руки уличных музыкантов ритмично поднимаются и опускаются, с их лиц не сходит улыбка, а вокруг – прохожие и зеваки, раскачивающиеся в такт музыке. Барабанный круг – так именуется сие действо. Группа людей (участников может быть как три, так и тридцать или даже триста) собираются в одном месте и играют на различных этнических барабанах.
История «барабанного круга» началась в Штатах, в 60-е годы прошлого столетия. Сначала были пестрые компании «детей цветов» и афро-американские радения в Гарлеме. Прошла пара десятилетий – и этнобарабаны стали включать в корпоративные тренинги и терапевтические программы. Оказалось, экзотическое действо дает опыт, крайне полезный как для клерка, так и для топ-менеджера: поймать общий ритм и разделить его на всех, найти в себе что-то общее с окружающими и сформировать плодотворное сообщество. В общем, то, без чего и друзей не заведешь, и эффективную компанию не построишь.
Обычно лидера в кругу нет: все равны. Иногда кто-то выходит в центр, чтобы потанцевать или спеть – приветствуется любое самовыражение. Это чистая импровизация: ритм, музыка, атмосфера создаются здесь и сейчас. Язык ритма не требует перевода, и тот, у кого проблемы с коммуникацией, входя в круг, открывает для себя новые горизонты общения. Это не единственная проблема, которую решает игра на барабанах. Ритмы помогают снять напряжение и раскрепоститься. Не сокрушаться о прошлом и не тревожиться о будущем, а жить настоящим, как и полагается счастливому человеку. И для всего этого не требуется особой подготовки – попробовать может каждый, независимо от возраста и профессии.
В Донецке «главным барабанщиком» по праву можно считать Богдана Ковалева. 32-летний мужчина увлекся этими чудесными инструментами, когда жил в Петербурге в период с 2001 по 2002 год. «Увидел, как народ на Невском проспекте играет, и начал сам заниматься, брал уроки. В Донецке тогда еще никакими барабанами и не пахло. У нас по сей день ассоциация: если играешь на африканском или арабском барабане, то ты обязательно кришнаит. Ничего не имею против этого движения, но арабские и африканские барабаны точно никакого отношения к ведической культуре не имеют», – уверяет дончанин.
Азы игры на этнических барабанах Богдан изучал у Андрея Красикова, питерского музыканта, известного специалиста по аpабской музыке и руководителя проекта «Азия и Али». За прошедшие 12 лет со дня первого занятия Ковалев успел освоить игру на четырех разновидностях барабанов. «Это арабская дарбука, индийская табла, латиноамериканские конги и всяческие рамочные инструменты типа даф, бендир. Самый трудный из них всех – табла. Техника очень тонкая, много оттенков. К примеру, ударная установка однозначная по звуку. А тут на одной поверхности нужно нащупать около двадцати разных звуков и оттенков», – объяснил нюансы музыкант.
Накопленными знаниями Богдан решил поделиться со всеми желающими и пару лет назад открыл «БАРАБАНДУ». «Мы развиваемся в двух направлениях. Во-первых, как студия этнических барабанов, где занимается достаточно много людей, а во-вторых, как шоу-группа, в которой всего-навсего три человека – я, Маша Дмитрова и Антон Литвинов. Людей, приходящих в студию, объединяет интерес к необычным инструментам и потребность в общении посредством инструмента. В шоу-группе нас объединяют дружба и дикая страсть к барабанам… В студии учим ритмической лексике инструмента, а не просто бить и долбить в барабан. У этих инструментов свой язык. Барабан в руках должен петь. Ритмическая лексика имеет первостепенное значение. Каждый ритмический элемент на барабане танцовщица отображает элементом танца. И от характера игры зависит характер танца. Трудно или легко научиться играть на этнических барабанах? Хорошо что-либо делать всегда трудно, и это касается любого дела. Барабан не исключение!» - считает идейный вдохновитель «БАРАБАНДЫ».
Фото из личного архива Богдана КОВАЛЕВА
СЛУЧАЙ ИЗ ЖИЗНИ БОГДАНА КОВАЛЕВА:
Дело было в Санкт-Петербурге, когда после проведённой ночи на Дворцовой набережной я возвращался к месту проживания на Васильевском острове. Дождался, когда свели мосты, и по Средней линии шел в направлении Финского залива. И уже достаточно рассвело, за плечами – рюкзак с барабаном. Мимо проезжает «бобик» с городовыми. Они остановились и кричат: «Эй, парень, иди сюда. Документы есть?» «Нет», – говорю (а сердце уже в пятках, думаю, опять в отделение попаду с украинским паспортом). Городовые мне: «А в рюкзаке что? Открывай». Я открываю и показываю африканский барабан. А они: «О, это что ТАМТАМ???» Я киваю головой. Они предлагают сесть в машину и подвозят меня по названному мною адресу. Короче, домой! Желают удачи и… отпускают. Честно сказать, первый раз меня милиция удивила. Довезли домой, мы приятно с ними пообщались. И денег не забрали, как это было со мной много раз в родном Донецке.
ДОСЬЕ «МК»:
Богдан Ковалев «подружился» со многими этническими инструментами. Среди них – дарбука, табла, конга, даф, бендир.
Дарбука – арабский одноголовый барабан в форме бокала. По традиции инструмент делали из керамики, покрывая голову козлиной или рыбьей кожей. В наши дни покрытие, как правило, синтетическое, а для корпуса используются красное дерево, медь, алюминий и традиционная керамика. Из-за того, что он открыт снизу, получается акустическая воронка, которая производит глубокий резонирующий низкий звук.
Табла – самый популярный барабан Индии. Корпус делают из дерева shisham или красного дерева, который покрывают кожей. Кожаные ремни по бокам инструмента и деревянные колышки используют для настройки. Голова каждого барабана состоит из основной мембраны и кольцевой внутренней с черным пятном в центре.
Конга – высокий, узкий, одноглавый кубинский барабан, он выдолблен из цельных брёвен и имеет клёпки, как на бочке.
Даф – персидский ударный музыкальный инструмент, представляет собой деревянный обод с натянутой на него кожей осетра. В современных условиях мембрана делается из пластика, чтобы предотвратить увлажнение. К ободу иногда прикрепляются 60-70 медных или металлических колец, которые при исполнении создают звенящийся звук.
Бендир – рамочный барабан, изготовленный из дерева и обтянутый с одной стороны шкурой животного. На внутренней поверхности мембраны бендира обычно прикрепляются струны, которые создают дополнительную вибрацию звука при ударе.
Шоу-группа «БАРАБАНДА» открыла для маленьких талантов школу-студию игры на этнических барабанах. Занятия проводятся по субботам в 12:00. Продолжительность одного урока – 1,5 часа, стоимость – 30 гривен. Школа-студия находится по адресу: Донецк, улица Челюскинцев, 157а, 6-й этаж.
Таисия МИШИНА
» все новости
|