16.10.2013
Кистью по наждаку. Дончанин Сергей Стоян променял престижную профессию на необычную живописьВсю свою сознательную жизнь Сергей Стоян посвятил чертежам и расчетам. Работая инженером-строителем, дончанин грезил об искусстве. И вот три года назад мужчина оставил свою привычную работу и увлекся живописью. Стоян пишет портреты и рисует пейзажи, но вместо полотен из обычного материала использует листы наждачной бумаги, а вместо привычных красок – мелки.
Прежде чем «найти себя» в довольно редко используемой технике сухой пастели по наждачной бумаге, 56-летний житель шахтерской столицы пробовал силы в чеканке, резьбе по дереву, гравюре. А впервые «взмахнул» кистью после возвращения из армии. «Будучи на срочной службе, я попал в музей в Кировограде. Там я увидел портреты, где использовалась наждачная бумага. Они мне так сильно понравились, что потом, уволившись в запас из армии, я сразу же попробовал эту технику. И у меня получилось!» – вспоминает свои первые шаги в искусстве Сергей Стоян. Но о прекрасном пришлось забыть, ведь мужчине необходимо было строить карьеру и кормить семью. Спустя три десятка лет дончанину захотелось вернуться к своему юношескому увлечению. И, судя по всему, ему это удалось.
Недавно в Донецком областном краеведческом музее Сергей Александрович на выставке «Медитация на наждаке» презентовал свои работы. В экспозиции, которая продлится до конца октября, представлено 67 полотен на различную тематику: чудесные пейзажи, восхитительные натюрморты и многочисленные портреты актеров и музыкантов. Картины донецкого художника пользуются большой популярностью у поклонников искусства и украшают частные коллекции Англии, Таиланда, России и, конечно же, Украины.
Художник-самоучка произвольно соединил творчество с профессиональными навыками. «Обычно с пастелью работают на специальной бумаге, но во мне как-то сплелись две ипостаси – строитель и художник. Поэтому творить у меня получается именно на наждачной бумаге», – отмечает дончанин. По его словам, главное преимущество наждачной бумаги по сравнению со специальной бумагой или картоном – ее фактура. «Наждачная бумага держит больше слоев, что дает больше возможностей в цветовом решении, а также исправлении. Я люблю этот материал. Очень легко можно внести исправления: достаточно взять влажную тряпку, протереть – и у тебя опять чистый наждак. Разные цвета на наждаке растушевываются, и можно достичь таких плавных переходов, каких невозможно достичь в акварели и масле… Работая с наждачной бумагой, картину можно закончить на одном дыхании – потратив пять, шесть, а то и восемь часов. В чем трудности или, я бы сказал, недостатки данной техники – работать приходится пальцами, после долгой работы можно не заметить, как стираешь пальцы до крови. Ну это, конечно, когда уж очень сильно увлечешься работой», – улыбается бывший инженер-строитель.
Больше всего по душе Сергею Стояну писать портреты знаменитостей. Особенно он гордится своими работами, на которых изображены знаменитый французский киноактер –комик Луи де Фюнес, и наш соотечественник, музыкант и певец Олег Скрипка. Также художник рисовал болгарскую провидицу Вангу, звездного стилиста Сергея Зверева, эпатажного актера Никиту Джигурду. Все эти портреты писались по фотографиям. «Хороший художник всегда оживит фотографию и сделает ее своей работой, – пояснил Стоян. – Самое трудное – найти достойных людей для портретов. Я стараюсь понимать внутренний мир этих людей, а то, что видит большинство – это маска звезды… Еще одна трудность – изобразить взгляд. В портрете главное – глаза, ведь если пейзаж или животное ты можешь нарисовать как угодно, лев все равно львом останется, и все его узнают, то в портрете если что-то сделаешь не так, то испортишь его. Затем я рисую цветовые пятна, растушевываю их, и потом идет прорисовка темными и светлыми тонами. Когда закончено лицо, приступаю к одежде, и в самом конце рисую фон», – рассказал Сергей Александрович об этапах работы.
Как хранить работы, созданные в технике сухой пастели по наждачной бумаге? По мнению 56-летнего творца, это самый популярный вопрос. «Существует большое разнообразие фиксаторов – от лака для волос до специальных составов для пастели. Я отказался от этой идеи в принципе. Любой лак изменяет цвет готовой работы, работа становится мрачной. Я работу оформляю в раму под стекло или специальный пластик (можно «антиблик»), причем без применения паспарту. Плотно прижатая к стеклу работа не осыпается со временем», – рассказал Сергей.
Фото Сергея ВАГАНОВА.
ДОСЬЕ «МК»:
В своих работах Сергей Стоян использует любую наждачную бумагу – строительную, автомобильную, влагостойкую. Главное – ее фактура: слишком мелкая, так называемая «бархатная», плохо держит пастель, а слишком «злая» сотрет пальцы. «Рекомендую нулевку, но она бывает разная. Подбирайте опытным путем. Я покупаю на строительном рынке. Завел знакомство с торговцем, объяснил ему назначение моих покупок, и он для меня стал доставать наждачную бумагу в больших рулонах. Я обычно у него беру кусок два на полтора метра, причем предупреждаю, чтобы этот кусок был чистым, без заломов. Этого куска мне хватает надолго. Я вырезаю нужные мне размеры, по уголкам прихватываю капельками ПВА на такой же размер ДВП. Всё – планшет готов. Да, еще один немаловажный момент – цена. За весь этот кусок я плачу 60 гривен, что в разы дешевле специальной бумаги», – советует художник.
Таисия МИШИНА
» все новости
|